Как именно Роскомнадзор выявляет нарушения
Миф о том, что Роскомнадзор приходит только по жалобам или «только к крупным игрокам», давно устарел. На практике регулятор использует многоуровневую систему контроля, которая позволяет отслеживать нарушения не только по обращениям, но и проактивно, с помощью автоматизированных инструментов.
1. Жалобы пользователей — основной и самый быстрый триггер
Любой человек может оставить жалобу в Роскомнадзор в несколько кликов: через сайт, Госуслуги или форму обратной связи. Основанием могут быть:
- подозрение на несанкционированную передачу данных;
- получение нежелательной рекламы или звонка;
- отсутствие информации об обработке;
- неисполнение требований (например, не предоставили информацию по запросу субъекта или не удалили данные после отзыва согласия).
Даже одна жалоба может запустить проверку, в рамках которой инспекторы запросят полную документацию: политику, согласия, договоры поручения, внутренние регламенты, схему ИСПДн и пр.
2. Автоматический мониторинг сайтов
Роскомнадзор активно использует автоматизированные инструменты сканирования интернет-ресурсов. Алгоритмы анализируют:
- наличие и доступность политики конфиденциальности;
- корректность URL, по которому размещен документ;
- читаемость, структура и полнота текста (есть ли цели, категории данных, права субъекта и т. д.);
- наличие форм сбора персональных данных (в том числе скрытых или автоматических);
- наличие публичных реквизитов оператора.
Если сайт собирает данные (даже просто email и телефон), но:
3. Повышенное внимание к сайтам с интеграциями и внешними сервисами
Регулятор особенно внимательно относится к ресурсам, где используются:
Инспекторы нередко проверяют, насколько заявленное в политике соответствует:
- фактическому сбору данных;
- структуре форм на сайте;
- поведению сервисов (например, куда уходит email после отправки формы);
- используемым внешним инструментам.
Если, например, политика не содержит информации о передаче данных подрядчикам, а на сайте стоит Google Tag Manager с подключением к рекламным платформам — это повод копнуть глубже.
- внешние формы (например, от сторонних платформ или SaaS-сервисов);
- рекламные пиксели и скрипты (Google, Яндекс, VK Ретаргетинг, myTarget и др.);
- аналитика и коллтрекинг (включая внешние номера, IP, аудиозаписи);
- Telegram-боты и мини-приложения;
- интеграции с CRM и рассылочными сервисами (UniSender, SendPulse, Bitrix24 и пр.).
Все это — индикаторы возможной передачи данных третьим лицам. Если такие действия не описаны в политике и не подкреплены соответствующими согласиями и договорами, Роскомнадзор рассматривает это как признак неправомерной обработки.
4. Мониторинг публичных реестров и уведомлений
Оператор, согласно ст. 22 закона № 152-ФЗ, обязан подать уведомление в Роскомнадзор до начала обработки. Отсутствие такой записи в реестре, при этом наличие сайта с формами или активной обработки — нестыковка, которая фиксируется автоматически и может стать основанием для внеплановой проверки.
5. Сравнение содержания политики и реальной практики
- в футере нет ссылки на политику;
- политика не открывается или содержит неполную информацию;
- не указан оператор или цели обработки — это уже формально квалифицируется как повод для вмешательства и направления требования в адрес оператора.