О системе распознавания лиц. Примеры из судебной практики

13.01.2023
06/10/23
Б-152
О системе распознавания лиц. Примеры из судебной практики
Действующее законодательство РФ не содержит определения термина «система распознавания лиц» или «распознавание лиц».

Источники описывают систему распознавания лиц как совокупность алгоритмов и методов, основанных на искусственном интеллекте и компьютерном зрении, предназначенных для автоматического обнаружения, анализа и идентификации лиц на изображениях или видео. Она позволяет компьютерам распознавать уникальные характеристики лица, такие как расположение глаз, носа, рта и других особенностей, и сопоставлять их с предварительно сохраненными данными лиц в базе данных.

Системы распознавания лиц имеют разнообразные применения и используются в различных областях

  • Безопасность и контроль доступа
Системы распознавания лиц используются для обеспечения безопасности в зданиях, аэропортах, банках, офисах и других общественных местах. Они позволяют автоматически идентифицировать людей, предоставлять доступ только авторизованным лицам и помогать в поиске подозреваемых.
  • Видеонаблюдение и следствие преступлений
Системы распознавания лиц могут быть интегрированы в системы видеонаблюдения, что помогает в идентификации лиц на видеозаписях и может быть полезным для расследования преступлений или выявления потенциальных угроз безопасности.
  • Аутентификация и авторизация
В системах компьютерной безопасности и аутентификации пользователей, системы распознавания лиц могут использоваться для проверки личности пользователей, заменяя или дополняя традиционные пароли.
  • Маркетинг и реклама
Некоторые магазины и торговые центры используют системы распознавания лиц для анализа поведения покупателей и оценки эффективности рекламы. Это позволяет предоставлять более целевые рекламные предложения и улучшать маркетинговые стратегии.
  • Социальные сети и развлечения
Некоторые социальные сети предлагают функции распознавания лиц для автоматического определения пользователей на фотографиях. Также существуют развлекательные приложения, которые используют системы распознавания лиц для создания фильтров или изменения изображений.
  • Транспорт и городская инфраструктура
В некоторых городах системы распознавания лиц применяются для контроля проезда на общественном транспорте и улучшения общественной безопасности.
В России система распознавания лиц используется давно. Уже в 2018 году на Чемпионате Мира по футболу использовалось решение компании Ntechlab (ООО “НТЕХ ЛАБ”), о чем говорится на сайте самой компании.
Применение технологии распознавания лиц компании Ntechlab позволило успешно распознать в реальном времени и принять своевременные меры к задержанию почти 100 человек из розыскных баз с 50 000 фотографий правонарушителей, в том числе находящихся в федеральном розыске, экстремистов, футбольных фанатов (включая зарубежных) с запретом на посещение матчей, карманных воров и поднадзорных лиц.

Еще несколько примеров использования технологии распознавания лиц в РФ

  • Использование системы распознавания лиц для предоставления доступа учеников в школу.
  • Использование системы распознавания лиц правоохранительными органами для привлечения к ответственности участников несанкционированных митингов.
Также доступна ведомственная программа цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний, которая должна быть реализована в 2022—2024 годах.
Согласно документу, планируется внедрение системы распознавания лиц, поведенческого анализа и пост-анализа собранных данных в рамках «цифрового профиля осужденного» для корректировки программы ресоциализации, построенной на базе технологий искусственного интеллекта.
  • Использование в фитнес-центрах.

Основания использования системы распознавания лиц

В законодательстве РФ пока не описывается процедура использования системы распознавания лиц, поэтому вопросы, в том числе связанные с основанием использования системы, разрешаются в каждом случае индивидуально.

Система распознавания лиц сравнивает характеристики лица и сопоставляет их с предварительно сохраненными данными лиц в базе данных.

Таким образом, система распознавания лиц обрабатывает персональные данные. При этом в системе распознавания лиц используются сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность — биометрические персональные данные.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ «О персональных данных») биометрические персональные данные могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Подтверждением этому выводу являются ряд судебных решений, в которых суд анализировал правомерность обработки биометрических персональных данных при использовании системы распознавания лиц в образовательных учреждениях.

Суд указал, что сопоставление изображения лица с цифровым кодом позволяет произвести его идентификацию с теми персональными данными, которые имеются в образовательном учреждении и предоставлены оператору (включая фамилию, имя, отчество), то есть направлено на установление личности субъекта персональных данных.

Получение цифрового кода путем обработки фотографий, характеризующей физиологические и биологические особенности человека (относящейся к биометрическим персональным данным), является обработкой персональных данных и, соответственно, должно осуществляться в строгом соответствии со статьей 11 ФЗ «О персональных данных».

Представленные согласия на обработку фотографий не могут рассматриваться как достаточные для подтверждения конкретного информированного согласия родителя на обработку биометрических данных ребенка, в том числе посредством использования его фотографии.

Суд отмечал, что полученные от родителей согласия нарушают требований пунктов 6, 7, 8 части 4 статьи 9 ФЗ «О персональных данных», которая устанавливает требования к содержанию письменного согласия на обработку персональных данных.
Однако в случаях применения технологии распознавания лиц правоохранительными органами с использованием государственной информационной системы «Единый центр хранения и обработки данных» (далее — ЕЦХД) суд отметил, что в ЕЦХД отсутствуют персональные данные граждан (ФИО и пр.), а также биометрические персональные данные (радужная оболочка глаз, рост, вес и пр.) которые необходимы для установления личности гражданина.

Само по себе получение изображения в период нахождения на территории, попадающей под сектор наблюдения конкретной камеры, установленной в целях контроля за окружающей обстановкой в центре Москвы, не является способом сбора персональных (биометрических данных), поскольку не использовалось непосредственно для определения личности.

А алгоритм распознавания лиц, используемый в ЕЦХД, сравнивает изображение, поступающее в ЕЦХД с видеокамер, с фотографией, предоставленной правоохранительным органом. В процессе обработки соответствующих изображений происходит их сравнение на наличие/отсутствие совпадений. Департаменту не передаются персональные данные (ФИО и пр.) искомых лиц, поскольку у Департамента нет технической и юридической возможности осуществлять их сопоставление.

Таким образом, при отсутствии процедуры идентификации личности, видеоизображения граждан не могут считаться биометрическими персональными данными. Соответственно, отсутствует необходимость получать письменное согласие гражданина на обработку биометрических персональных данных.

В деле Алены Поповой суд отметил, что оператором ЕЦХД является Департамент информационных технологий города Москвы. Департамент получает и обрабатывает изображения в ЕЦХД руководствуясь ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей, что согласие гражданина на обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) не требуется в случаях, когда:

1. использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2. изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
ФЗ «О персональных данных» установлена разумная степень свободы использования механизма «обработка персональных данных/изображения», который используется Департаментом для достижения законных целей. Государство вправе по своему усмотрению выбирать наиболее подходящие средства защиты прав граждан.
Кроме того, в соответствии с позицией Роскомнадзора, выраженной в письме Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, фотография физического лица сама по себе не является биометрическими персональными данными:
«Фотоизображение не содержит информации, являющейся биометрической по своей сути, поскольку не отражает индивидуальных параметров субъекта персональных данных, таких как термограмма лица, рисунок радужной оболочки глаза, папиллярных узоров, позволяющих установить личность».

Управление Роскомнадзора по СЗФО
В связи с чем Департамент как оператор ЕЦХД имеет необходимые правовые основания для приема-передачи, хранения и обработки видеоинформации любым не запрещенным способом.

На сегодняшний день можно сделать вывод, что при использовании системы распознавания лиц в коммерческих целях (для реализации бесконтактной оплаты/внедрения пропускной системы в офисе или в ином помещении оператора и т. д.), операторы должны получать согласия на обработку биометрических персональных данных в письменной форме.

Использование системы распознавания лиц в 2023 году

В конце 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Согласно положениям закона, организации, осуществляющие обработку биометрических персональных данных физических лиц, а именно изображение лица человека, полученное с помощью фотовидеоустройств или запись голоса человека, полученная с помощью звукозаписывающих устройств, должны будут размещать их в единой биометрической системе (далее — ЕБС).

При этом организациям нужно предварительно уведомить каждого субъекта персональных данных о будущем размещении его персональных данных в ЕБС и при получении возражений не осуществлять размещение его персональных данных в ЕБС.

После размещения персональных данных в ЕБС, организациям необходимо уведомить Роскомнадзор об уничтожении биометрических персональных данных из своей системы.
По общему правилу обработка биометрических персональных данных вне единой биометрической системы запрещена.
Для организаций, использующих системы распознавания лиц, это означает, что они больше не смогут создавать собственные базы биометрических персональных данных и должны будут использовать данные из ЕБС, что может потребовать дополнительные затраты для корректной настройки уже купленных систем распознавания лиц.

Новое регулирование затронет фитнес-центры, использующие системы распознавания лиц для предоставления доступа к услугам своим клиентам.

Также под новое регулирование подпадают и работодатели, организовавшие пропускную систему в офисе по по изображению лица, а также все иные бизнесы, использующие технологию распознавания лиц в своих целях. Часто систему распознавания лиц использовали банки для предоставления своих продуктов.

Предполагается, что централизованное хранение биометрических персональных данных повысит их безопасность и минимизирует риски утечек, а также позволит бизнесам использовать уже собранные биометрические данные в своих целях.

Можно ожидать увеличение сфер, в которых будут использоваться биометрические персональные данные, если сами пользователи будут готовы делиться своими биометрическими данными для их дальнейшего использования.
Ввод оборотных штрафов за утечки откладывается минимум до 1 июля 2023 года
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
реклама
бизнес
юридические вопросы
маркетинг
Материалы по теме