В 2021 году в Калифорнии на газету The New York Times подали в суд за то, что пользователей не предупредили об автоматическом продлении подписки. Суд удовлетворил коллективный иск, и газета NYT выплатила штраф в размере 5,563 миллиона долларов.
В США в половине штатов внимательно следят за автоматическим продлением подписок. На законодательном уровне определено, в какой момент и какая конкретно информация должна быть предоставлена пользователю. В штатах Орегон, Калифорния и Вирджиния подробно расписано, каким образом компании должны предоставлять клиентам возможность отменить подписку.
В России темные паттерны пока напрямую не регулируются, и вряд ли это произойдет в ближайшее время, по мнению Павла Уткина. «Формально бизнес здесь полностью защищен, поскольку все предостережения, лицензии, условия есть в открытом доступе на сайтах компаний. И раз пользователь не стал их читать — это проблема пользователя», — отмечает Павел.
Но существуют статьи, косвенно регулирующие некоторые схемы темных паттернов. Если компания с помощью таких техник подпишет человека на рассылки без его согласия на обработку ПД, то в таком случае может быть выписан штраф со стороны РКН в размере от 60 до 100 тысяч рублей (ч. 1 ст. 13.11 КоАП), напоминает Элина Муханова, эксперт по защите персональных данных.
Не стоит забывать, что если организации публикуют политику конфиденциальности на одной странице веб-сервиса, а форму для ввода персональных данных на другой, то, согласно той же статье, юридическому лицу может грозить штраф в размере от 30 до 60 тысяч рублей за «необеспечение неограниченного доступа к документу, определяющему политику обработки персональных данных».
Однако эксперт в создании цифровых продуктов для e-comm и ритейлеров, CPO IT-компании Aero Михаил Зотов считает, что пользователи обращаются в поддержку, подают в суд или прекращают пользоваться сервисом в редких случаях, только если очень злы и мотивированы. Эксперт утверждает, что до такого состояния доходит незначительный процент пользователей. «С точки зрения продуктолога, этим количеством можно пренебречь, а если нет внятного заменителя вашего сервиса, то и вовсе не обращать внимания», — говорит Михаил Зотов.
По мнению эксперта, если сервис является массовым и пользователей, борющихся с манипуляциями разработчиков, не так много, то негативного эффекта для бизнеса не будет, а репутационные и правовые риски незначительны. Но если из пяти тысяч подписчиков пятьсот оставляют негативные отзывы, стоит обратить внимание и на дарк-паттерны, и на бизнес в целом.