Главные риски
Классическая ошибка — автоматически включать клиента в базу после покупки или регистрации.
Формальные «галочки» в договорах, проставленные по умолчанию, Роскомнадзор и суды признают недействительными.
Предварительное согласие обязательно для обработки ПДн в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи
(ч. 1 ст. 15 № 152-ФЗ).
Может быть нарушено и
законодательство о рекламе, если в документе есть согласие на осуществление прямых контактов с потенциальным потребителем в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке.
Судебная практика это подтверждает:
Хранить ПДн можно только до достижения цели обработки и в течение сроков, предусмотренных законодательством. Необходимо иметь триггер, который соотносится с целью маркетинга. Релевантными выглядят несколько вариантов:
- Отзыв СОПД — уничтожение в течение 30 дней после отзыва (ч. 4 ст. 21 152-ФЗ);
- Удаление аккаунта клиента — уничтожение в течение 30 дней после удаления (ч. 4 ст. 21 152-ФЗ)/ 5 лет после удаления аккаунта (п. 492 Приказа Росархива № 236);
- Прекращение договорных отношений — 5 лет после исполнения обязательств по договору (п. 492 Приказа Росархива № 236);
- Прекращение программы лояльности — 30 дней после прекращения (ч. 4 ст. 21 152-ФЗ).
Ошибкой многих компаний становится «архивирование на всякий случай». Хранение после достижения цели и предусмотренных сроков — это продолжение обработки, т. е. нарушение.
Поэтому важно заранее определить триггеры уничтожения и закрепить их в регламенте: автоматические алгоритмы в CRM, акты для бумажных носителей, которые содержат персональные данные субъектов — клиентов.
Маркетинговые базы часто живут до момента, когда компания закрывается. Однако, согласно, п. 41 и п. 42 Приказа РКН от 24.12.2021 N 253, необходимо соблюдать сроки хранения ПДн.
Как использовать на практике:
Неисполнение или нарушение требований ведет к штрафам от 150 000 рублей до 300 000 рублей по ч. 1 ст. 13.11 КоАП за каждый случай незаконной обработки персональных данных (штраф за повторное нарушение по ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ — от 300 000 до 500 000 рублей).
Компании для рассылок используют внешние платформы: UniSender, Mailchimp. Это обработчики, их необходимо указывать в СОПД, а также в поручении на обработку ПДн. Согласно п. 3 Приказа РКН от 24.12.2021 N 253, оператор должен иметь основание для передачи ПДн субъектов.
3. Передача данных сервисам-отправителям
Неисполнение или нарушение требований также ведет к штрафам от 150 000 рублей до 300 000 рублей по ч. 1 ст. 13.11 КоАП за каждый случай незаконной обработки персональных данных (штраф за повторное нарушение по ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ — от 300 000 до 500 000 рублей).
Как использовать на практике:
Если компания передает обработку персональных данных сторонним сервисам или подрядчикам (например, email-платформам, интеграторам CRM, колл-центрам), необходимо заключить поручение.
Также можно выделить выделить отдельный раздел в договоре между обработчиком и оператором, «Конфиденциальность». В нем можно закрепить обязательства обработчика:
- использовать ПДн только для целей, обозначенных оператором;
- соблюдать требования 152-ФЗ;
- уведомлять о любых инцидентах оператора в срок, указанный в поручении;
- возвращать или уничтожать данные после завершения договора;
- Передавать логи или иное подтверждение удаления данных субъектов оператору.
Проверить места хранения — серверы — приложений, которые используются в маркетинге. Если используется облачное решение, можно уточнить, есть ли коробочное решение. У установки приложения на сервер компании есть несколько преимуществ.
Во-первых, данные пользователей будут собираться в РФ, т. е. требования о соблюдении локализации будут соблюдены.
Во-вторых, часто коробочные решения предполагают возможность изменить программу под вас, добавить нужные функции. Например, если добавить автоматизированное удаление данных пользователей по определенному триггеру, будет также соблюдаться требование о соблюдении сроков хранения.
Согласно ст. 12 152-ФЗ оператор обязан убедиться, что в стране, куда передаются данные, обеспечивается надлежащая защита ПДн. В условиях, когда многие сервисы используют зарубежные серверы.
4. Трансграничная передача
Как использовать на практике:
Бизнес обязан локализовать базы в РФ, т. е. Первоначальный сбор персональных данных должен производиться на территории РФ. За нарушение требований о локализации предусмотрен штраф по ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ, за повторное нарушение — ч. 9 ст. 13.11 КоАП РФ.