Направление («показ») таргетированной рекламы пользователю осуществляется посредством использования онлайн-платформой cookie-файлов.
Прежде чем перейти к правовому аспекту cookie-файлов в разрезе персональных данных, коротко рассмотрим их технический аспект.
Сам cookie-файл представляет из себя небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в составе HTTP-запроса.
В частности, при регистрации пользователя на какой-либо онлайн-платформе он, как правило, заполняет ряд данных о себе: пол, дату рождения, семейное положение, место жительства, учебы и т. д. При взаимодействии с онлайн-платформой пользователь демонстрирует свои интересы — например, путем подписки на сообщества определенной тематики, а также может предоставить разрешение на определение своей геолокации.
Все это в совокупности формирует определенный массив информации о пользователе, большая часть которого хранится в cookie-файлах.
Существует несколько классификаций cookie-файлов, тезисно рассмотрим наиболее распространенную:
- Строго обязательные — cookie-файлы, необходимые для просмотра содержимого сайта и получения доступа к его функционалу. Без них использование сайта невозможно.
- Функциональные — cookie-файлы, ориентированные на адаптацию сайта к предпочтениям пользователя. Они запоминают выбранный пользователем язык, логин и пароль, а также другие параметры, повышающие эффективность взаимодействия между пользователем и сайтом.
- Статистические — cookie-файлы, используемые исключительно для статистических целей (настройка сайта на основании данных о периоде максимальной активности пользователей, источниках трафика и т. д.) с целью улучшения его функциональности
- Маркетинговые -—cookie-файлы, считывающие активность пользователя на информационном ресурсе, для генерации рекламного контента, в том числе, таргетированной рекламы. Их использование не ограничивается владельцем сайта — они могут передаваться рекламодателям и иным третьим лицам. Именно этот вид cookie-файлов и используется для направления пользователю таргетированной рекламы.
Обращаясь к правовому аспекту, связанному с таргетированной рекламой, которая, как видно из указанной выше классификации cookie-файлов, направляется пользователю с использованием маркетинговых cookie-файлов, необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ-152) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Как следует из анализа технической составляющей cookie-файлов, позиции Роскомнадзора, а также состоявшейся судебной практики — cookie-файлы в российской правовой парадигме относятся к персональным данным, поскольку позволяют идентифицировать субъекта персональных данных.
Соответственно, cookie-файлы, не относящиеся к категории обязательных, могут устанавливаться только с согласия пользователя, а дальнейшая обработка может осуществляться только при наличии законного основания, предусмотренного ФЗ-152.
Как правило, информация об использовании онлайн-платформой cookie-файлов содержится в политике конфиденциальности такой платформы, а также в баннерах об использовании файлов cookie, размещаемых на страницах сайта.
При этом следует отметить, что далеко не все онлайн-платформы размещают на своих сайтах уведомления (баннеры) об использовании cookie-файлов, их типах. И даже в случае размещения пользователю не всегда предоставляется возможность осуществить так называемый «cookie-management», то есть выбрать те виды cookie-файлов, разрешение на установку которых он дает. Как правило, нежелание размещать уведомление об использовании cookie-файлов вызвано нежеланием сервиса снижать конверсию.
Рассмотрим механизм использования cookie-файлов на примере сервиса Ozon.