Практические ловушки: когда документы не соответствуют реальности
Одна из самых частых проблем в работе с персональными данными — наличие формальных документов, которые не отражают реальное положение дел и не подкреплены практическим исполнением. На бумаге все выглядит безупречно: есть приказы, положения, регламенты, политики. Но в жизни они либо не работают, либо противоречат тому, что происходит в компании.
Например, ответственное лицо за работу с персональными данными назначено приказом, но фактически не знает своих обязанностей, не имеет доступа к системам, не участвует в управлении процессами и не контролирует исполнение. В такой ситуации документы не только не помогают, но и усугубляют положение: они прямо демонстрируют надзорным органам отсутствие реального контроля.
Еще одна типичная ловушка — расхождение между публичной политикой и реальными процессами. На сайте компании может быть опубликована политика, где подробно описаны цели обработки, но при этом в ней не отражен сбор аналитических данных о поведении пользователей. Если на сайте фактически используются инструменты веб-аналитики, а в политике этот процесс не указан, для Роскомнадзора это становится очевидным сигналом несоответствия.
Важно подчеркнуть, что процессы обработки ПДн, которые есть на сайте, должны быть отражены не только в Политике, но и в Уведомлении в Реестр Операторов персональных данных РКН.
Отдельно стоит упомянуть риск информационного хаоса. Если в компании не уделяют внимания актуализации документов, велика вероятность, что сведения в разных ЛНА и в уведомлении в РКН будут расходиться. При этом, как отмечает регулятор, обнаружение на сайте трех и более несоответствий между фактическими процессами и сведениями в уведомлении является идентификатором риска нарушения обязательных требований и может спровоцировать внеплановую проверку.
Поэтому ключ к реальной защите данных — это живые документы, которые отражают актуальные процессы и регулярно сверяются с практикой. Их исполнение должно находиться под постоянным контролем, чтобы своевременно выявлять отклонения, обновлять меры защиты и адаптироваться к новым рискам.